Вот уже более 30 лет обучение в школах проводится по ФГОС – Федеральным государственным образовательным стандартам. Впервые они были введены в 1993 году и закреплены в Конституции.
Введение ФГОС в 90-е годы было практически обязательным, ведь появилось большое многообразие дисциплин, по которым не было утвержденных стандартов для обучения и контроля знаний. Однако сразу возникли затруднения: после принятия новой Конституции не было никаких подобных регламентированных требований. И документы прежнего поколения, которые можно было бы взять за основу – также отсутствовали.
Первые стандарты, в отличие от базовых программ, по которым занимались ранее, должны были содержать минимальные требования к новым и старым дисциплинам, а также к условиям обучения и проверке результатов. Но с момента принятия первых ФГОС до их утверждения прошло 12 лет.
Ошибочно полагать, что в то время отсутствовало какое-то госрегулирование. Так, в 1998 году появился первый учебный план, а позднее: временные требования общего образования.
Рассмотрим развитие ФГОС поэтапно:
Таким образом, с момента разработки первых ГОС до принятия новых ФГОС было проделано много работы: от составления общих требований по обучению до их конкретизации по каждой дисциплине. Это позволило понять, что именно должны изучать ученики по конкретным предметам, какие знания нужны для усвоения и по каким критериям оценивать успеваемость.
Третье поколение ФГОС обсуждалось еще в 2018 году, но из-за пандемии стандарты были приняты только с 1 сентября 2022 года. Данные критерии были введены повсеместно в школах и предполагали больший упор именно на самостоятельность при обучении. Это позволило освободить определенное количество часов, уделив время проектной и внеурочной деятельности.
Основная суть новых ФГОС от 2022 года:
Это основные изменения, которые появились после принятия и внедрения стандартов третьего поколения. Они подразумевают оптимизацию обучения и расширение кругозора учеников.
Во избежание появления конструктивных сложностей переход на третье поколение ФГОС проводится поэтапно. В 2022 и 23 годах по новым стандартам учатся 1-е и 5-е классы. Что касается 2-го и последующих классов, а также 6-го и последующих классов, то они продолжат учиться по предыдущему поколению ФГОС. Полный переход начальной школы завершиться в 2025/26 годах, а основной – в 2026/27 учебных годах.
Постепенный переход требуется для адаптации учеников и самих педагогов к новой программе. Это исключит сложности в рабочих вопросах, которые могут возникнуть при смене режима обучения. Также считается, что не стоит менять старые стандарты новыми у учеников, которые начали обучение по второму поколению ФГОС. Для обновленных программ требуется конкретная база, которая предоставляется школьникам с 1-х или 5-х классов.
Занимается утверждением ФГОС Министерство образования и науки Российской Федерации, но для разработки привлекаются учебно-методические объединения, научные и образовательные учреждения. Это позволяет составить наиболее конструктивные требования для каждой конкретной дисциплины с учетом всех особенностей обучения по предметам. Как показала статистика трех поколений ФГОС, каждый новый стандарт способствует оптимизации обучения в учебных заведениях.
Различают следующие разновидности данных требований:
Также существуют стандарты для магистратуры, ординатуры и бакалавриата. Педагоги обязаны разрабатывать учебную программу по ФГОС, вести по данным требованиям преподавание дисциплин и контроль знаний.